Главная страница » Госзаказ в строительстве: юридические особенности сопровождения сделок
Что делать предпринимателю, если субподрядные организации навязывают требования? Как обезопасить компанию и не попасть в реестр недобросовестных партнеров?
Поделиться

Что делать предпринимателю, если субподрядные
организации навязывают требования? Как обезопасить компанию и не попасть в реестр
недобросовестных партнеров? Опираясь на собственную практику, адвокат Роман
Иванюхин дал подробные ответы на эти и другие вопросы в эфире программы «Гражданин
и закон» на радио «Медиаметрикс Питер».

В
условиях экономической нестабильности предприниматели все больше ориентируются на
государственные структуры. Какие бывают виды тендеров и какие
требования предъявляют к компании, которая хочет стать участников госзаказа?

Роман
Иванюхин:
Действительно, ведение бизнеса с госзаказчиком представляется
разумным, поскольку в бюджете заложены денежные средства на закупку, при этом, работа
с госзаказчиком, в идеальных условиях, является открытой и прозрачной.

Законом
установлены единые требования к участниками закупок. Все они достаточно жестко
регламентированы законодательством, а точнее Гражданским и Градостроительным
кодексами РФ, Федеральными законами №44, №223-ФЗ, №275-ФЗ, №5485-1, приказами
Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития
РФ, Постановлениями правительства РФ и иными нормативно-правовыми актам.

Видов тендеров всего 4:

— Конкурс (открытый
конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый
конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный
конкурс);

— Аукцион (электронный
аукцион, закрытый аукцион);

— Запрос котировок;

— Запрос предложений.

Все они используются
при госзаказе. Требования также установлены законом и едины для всех
участников.

Я
думаю, нет смысла подробно цитировать все нормативно-правовые акты и подробно
останавливаться на каждом требовании, перечислю основные, которые подразумевают, что участник закупки
должен соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание
услуг, являющихся объектом закупки, по требованию, у участника должно быть наличие
лицензий или допусков на ведение конкретных видов деятельности, он не должен
быть судим, банкротом, иметь задолженности перед бюджетом РФ и т.д.

Также
к участникам закупок могут, а вернее в определённых случаях должны
предъявляться единые дополнительные требования, которые зависят от конкретного
контракта и заказчика. Поэтому в каждом отдельном случае необходимо внимательно
изучать конкурсную документацию. Важно, чтобы это делали не только специалисты
отрасли, но и в обязательном порядке юристы, которые разбираются в специфике
госзакупок.

По
закону, треть контрактов должны отдаваться малому и среднему бизнесу. Если у
них нет возможности содержать юридический отдел, как они могут подготовиться?

Роман
Иванюхин:
Есть смысл иметь на аутсорсинге хорошего юриста,
адвоката, либо юридическую компанию, которая специализируется на закупках. Юридический
аутсорсинг – хорошая практика, позволяющая содержать высококвалифицированного
юриста за меньшие деньги, чем держать его в штате.

Когда речь идет о сотрудничестве с силовыми
структурами, зачастую в конкурсной документации прописана лицензия на
осуществление работ с использованием сведений, составляющих гос.тайну. Как
получить такую лицензию и насколько это сложно?

Роман
Иванюхин:
Сложность процесса получения лицензии обусловлена
большим объемом документов, которые необходимо подготовить для проверяющих
органов, самими проверочными мероприятиями, а также необходимостью прохождения
обучения, что обычно делает генеральный директор. Чем выше степень секретности,
тем сложнее получить допуск и тем больше ограничений накладывается на
должностное лицо или гражданина.

С
2012 году вступили в силу изменения, согласно которым сначала нужно заключить
контракт и уже на его основании идти в ФСБ за допуском конкретной компании. Это
все делается просто при условии, что компания работает открыто. Вся процедура получения
лицензии по времени может занимать примерно от 6 месяцев до года.

Если с первого раза отказали в лицензировании?
Есть ли шанс ее получить со второго раза?

Роман
Иванюхин:
В законе нет ограничений по количеству подач
документов. Тут смотря по какой причине отказали, если это судимость
генерального директора, то вряд ли получиться получить лицензию со второго или
последующего раза, а если не хватает какого-то документа,
то вполне возможно.

Часто ли заказчики навязывают компаниям
субподрядные организации и как вести себя предпринимателям в этой ситуации?

Роман
Иванюхин:
К сожалению, это ситуация встречается часто. Раньше
это делалось на прямую, сейчас происходит следующим образом: после заключения
контракта приходит заказчик, говорит, что есть некое ООО и оно будет вам
строить. Вариантов поведения генподрядчика в этом случае не много. Если он
отказывает заказчику, что в последствии у него могут возникнуть проблемы при
приемке работ и заключении доп.соглашения, графиков, поэтому зачастую вынуждены
соглашаться на такие варианты от неизбежности. При отказе от госконтракта
накладываются штрафные санкции.

Часто ли заказчик относится
лояльно?

Роман
Иванюхин:
По практике, такие субподрядчики редко исполняют свои
обязательства по контракту надлежащим образом. Чаще всего это заканчивается
выполнением работ ненадлежащего качества, сорванными сроками и т.д. При этом, с
юридической точки зрения, ответственным, в конечном итоге, останется генподрядчик.

Если
компания все-таки взяла субподряд, как она может себя обезопасить, чтобы в
дальнейшей перспективе не попасть в реестр недобросовестных партнеров?

Роман
Иванюхин:
В таких ситуациях я советую максимально формально
подходить к работе с заказчиком и субподрядчиком. По любому поводу направлять
письма, требования, претензии. Само собой делать это надо не по смс и эл.почте,
как принято, а официально, почтой России, с описью вложения и уведомлением о
вручении. Можно вручать под роспись уполномоченным сотрудникам контрагента. В
случае изменения сроков выполнения работ или замены материалов обязательно
письменно их согласовывать. Подписывать дополнительные соглашения. Также нужно
строго выполнять собственные обязательства по контракту. Если требуется
направления каких-либо уведомлений, например, о приемке работ, то нужно
официально его направлять, а не звонить по телефону прорабу заказчика и просить
прийти.

В противном
случае, это заканчивается очень серьезными проблемами, которые решить крайне
сложно.

Если взять статистику по Санкт-Петербургу, как часто
компаниям навязывают или рекомендуют взять того или иного подрядчика?

Роман
Иванюхин:
Такое происходит достаточно часто. Я рекомендую не
идти на провокацию заказчика, но компании вынуждены идти на это, чтобы не
остаться без работы.

Распространены
ли такие ситуации в других регионах?

Роман
Иванюхин:
Конечно. В регионах такие ситуации происходят
ничуть не реже, чем в Санкт-Петербурге и Москве. Кроме того, в небольших
городах не так много госзаказов, все друг с другом дружат, руководители
заказчика часто дружны с силовыми структурами и поэтому навязать своего
субподрядчика труда не составляет. Также это является безопасным с точки зрения
закона способ получить заказчику желаемые денежные средства сверх того, что
положено по контакту. Такую ситуацию сложно расследовать, ведь создается
иллюзия, что все законно.

Можете
ли вы привести несколько примеров из своей практики?

Роман
Иванюхин:
Я предполагал, что Вы спросите про примеры, поэтому
заручился согласием своего доверителя на рассказ его ситуации, в которой мы как
раз сейчас пытаемся разобраться.

Это
достаточно крупная и известная на рынке строительная компания ООО «Стройтехнологии»,
которая выиграла на электронном аукционе право заключения 2х контрактов с
Управлением Министерства внутренних дел по Тверской области на строительство 2х
изоляторов временного содержания в Нелидово и Лихославле (Тверская область). Общая
сумма госконтрактов составила чуть больше 90 млн. рублей.

Как
поясняет мой доверитель, генеральный директор и собственник компании — Щерба
Игорь Юрьевич, после подписания госконтрактов на него вышло руководство заказчика
и сказало, что работы по строительству будет выполнять их субподрядная
организация, некая компания ООО «Гарант-Строй». Естественно, мой доверитель не
был согласен с такими условиями, но госконтракт был уже подписан, отказаться от
его исполнения это затраты, и чтобы избежать проблем при сдаче-приемке работ он
согласился.

Кстати,
к разговору о том, какие субподрядные организации навязывают заказчики, у этого
субподрядчика не было даже допуска СРО. Мой доверитель сказал представителям
заказчика, что договор с субподрядной организацией подпишет только после
получения этого допуска. По финалу ему предъявили свидетельство СРО, но как
выяснилось впоследствии, оно было получено, но компенсационный фонд не был
оплачен и его сразу же отозвали. По сути моему доверителю показали фантик, а не
свидетельство. При этом, к этому времени, несмотря на то, что договор
субподряда не был подписан, субподрядчик, с разрешения заказчика уже приступил
к работам.

Как рассказывает мой
доверитель, работы велись из рук вон плохо. При чем проведение некоторых видов
работ мой доверитель вообще запрещал. Например заливку фундамента при слишком
низкой температуре, да еще и с плохим армированием и некачественной опалубкой.
Моего доверителя даже заставили самостоятельно закупить стройматериалы на
объект, хотя по договору субподряда он этого делать был не обязан. Дальше
больше. Как рассказывает доверитель, субподрядчик сам подавал акты на
выполненные работы заказчику, причем еще и завышенный объем. Заказчик в конце
2014 года предложил подписать моему доверителю КС-2,3 на сумму лимитов
Заказчика на 2014 год, чтобы не терять их на следующий. Там же бюджетная
система. Нужно освоить бюджет, иначе можно его потерять. В итоге подписали акты
выполненных работ. На их основании заказчик перечислил порядка 25 млн. рублей.
А вот после нового года, представители заказчика вызвали моего доверителя и
предложили подписать, как они это назвали «минусовые» акты. Что это за
документ, с юридической точки зрения, не очень понятно. Ведь если подписаны
акты приемки выполненных работ без замечаний, значит проходила процедура их
приемки, обмеры, проверка скрытых работ и т.д. Работы считаются принятыми. Как
их можно потом другими актами не принять, не понятно. Тем не менее, такие акты
мой доверитель подписал. Конечно, это ошибка, но он говорит, что исходил из
того, что такой документ никем не регламентирован, его юридическая сила
сомнительна и выбора-то все равно нет. Сейчас начнешь ругаться с заказчиком,
так больше вообще никаких работ ему не сдашь.

После
нового года субподрядчик продолжил некачественно и не в срок выполнять работы.
Мой доверитель, всеми возможными силами и средствами пытался как-то
нормализовать стройку. Конечно работы на оплаченную заказчиком сумму выполнили,
но к этому времени заказчик уже расторг в одностороннем порядке госконтракты и
стал требовать возврата оплаченных денежных средств. Несмотря на то, что ему на
подпись передалась и исполнительная документация, и акты на выполненные работы.
От подписания заказчик отказался.

И
все это происходило при том, что работы-то выполнял субподрядчик заказчика.

По
итогу это все привело к делу о несостоятельности (банкротстве) компании моего
доверителя и, как я считаю, совершенно незаконному и необоснованному уголовному
делу по ст.159 в его отношении, а объект достраивали 2 других субподрядчика.

К
сожалению, когда Игорь Юрьевич ко мне обратился, уголовное дело уже было в
суде, по части арбитражных дел уже вынесены решения, началось рассмотрение дела
о несостоятельности. Там еще и незаконные действия судебных приставов наложили
свой отпечаток. Сейчас предпринимаем все возможные юридические шаги для решения
этой проблемы. Дело крайне сложное, но при этом мне как адвокату, интересно в
нем разобраться и помочь доверителю.

В
данном случае петербургская компания работала в другом городе. Часто ли
возникают сложности в таких ситуациях?

Роман
Иванюхин:
Естественно, к сожалению, дистанционная работа чаще
всего заканчивается именно таким образом.

В
последнее время все больше говорят об усилении мер по борьбе с коррупцией и введении дополнительного контроля за
транзакциями. Как это осуществляется на практике?

Роман
Иванюхин:
Ужесточение коснулось банковской сферы. На банки возложена
обязанность проверять транзакции в целях противодействия легализации
(отмыванию) денежных средств. Кроме того, Росфинмониторинг не дремлет и часто
задает неудобные вопросы как банкам, так и коммерсантам. Блокирует
подозрительные переводы денежных средств.

Как
вести себя предпринимателю, если его подозревают в нарушении законов при заключении госконтракта и против него возбудили
уголовное дело?

Роман
Иванюхин:
Во первых, постараться не доводить до возбуждения
уголовного дела. В идеале, стоит об этом позаботиться заранее, желательно, обратиться
к адвокату еще на этапе принятия решения об участии в тендере, ведь тогда таких
последствий, практически гарантировано можно избежать. Как при выполнении госконтракта,
это то о чем я нужно соблюдать максимально формальные отношения с заказчиком и
субподрядчиком, так и на этапе доследственной проверки. При грамотной работе
адвоката дело могут и не возбудить, а вот прекратить возбужденное уголовное
дело, задача крайне сложная. Возможно будет условный срок или штраф, т.е.
наказание не связанное с лишением свободы, но это в любом случае судимость со
всеми ее неблагоприятными последствиями.

Как
часто споры в сфере госконтактов доходят до уголовного дела и как часто они
решаются в пользу предпринимателей?

Роман
Иванюхин:
Доходит часто, особенно если в деле фигурирует госзаказчик.

Возьмем, например, договор подряда между двумя
коммерческими структурами без привлечения госзаказчика и невыполненные работы,
либо выполненные частично, но ненадлежащим образом. В таком случае подается
заявление в правоохранительные органы, следователи проводят проверку и
отправляют хозяйствующие субъекты в Арбитражный суд. Если в деле фигурирует госзаказчик,
следственные органы активно включаются и зачастую заводят уголовное дело.

С одной стороны, защищать интересы государства нужно,
но убивать этим бизнес неправильно. Нужно
практиковать прекращение уголовных дел, если после следственных действий не
удалось установить причины для его продолжения. А у нас получается, что в
большинстве таких споров побеждает государственная организация.

У меня в практике была история, когда было
прекращено уголовное дело, но это было связано с военной структурой.


Поделиться

Добавить комментарий