12+

"Должны появиться крупные независимые площадки для разрешения споров"

13 сентября 2016

Реформа института третейского разбирательства стартовала в России 1 сентября. Одной из первых структур, созданных в соответствии с вступившими в действие нормами, стал Арбитражный центр при АНО "Институт современного арбитража". О сути нововведений и о деятельности Арбитражного центра рассказал глава его административного аппарата, ответственный администратор Андрей Горленко

С 1 сентября 2016 года вступил в силу новый закон об Арбитраже (третейском разбирательстве). Данная реформа представляет принципиально новый подход к организации деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений. Что вы можете сказать по этому поводу?

Старый закон путал понятия "третейский суд" и "постоянно действующий третейский суд". Во всем мире третейский суд – это состав арбитров, которые разрешают споры. Новый закон четко разделяет понятия третейский суд (или состав арбитров) – это те, кто рассматривают спор, и учреждение, которое рассмотрение спора администрирует. Понимание третейского суда как института теперь в прошлом. Закон устанавливает новый порядок организации, создания и деятельности именно постоянно действующего арбитражного учреждения, а спор при этом будет рассматривать третейский суд – арбитры. Постоянно действующее арбитражное учреждение будет заниматься деятельностью по сопровождению арбитража. Что касается самой реформы, то это важный шаг. Ключевое изменение в том, что теперь постоянно действующие арбитражные учреждения могут образовываться только при некоммерческих организациях, потому что в моем понимании получение гонораров за рассмотрение споров - это в первую очередь источник дополнительного заработка для арбитров. Администрирование спора должно носить некоммерческий характер, не иметь в качестве основной цели извлечение прибыли,  а взимаемая за осуществление этих функций плата должна идти на покрытие расходов, связанных с организацией разбирательства и содержанием административного аппарата.  

Какая разница между просто третейским судом и постоянно действующим третейским судом?  

Здесь есть две формы. Есть третейские суды для разрешения конкретных споров. Стороны, заключая договор, договорились, что их спор рассмотрит какой-либо  известный им авторитетный арбитр (например, практикующий юрист или ученый-правовед). Разбирательство проходит по умолчанию без какого-либо сопровождения (администрирования).  

Постоянно действующий третейский суд (или, как они теперь должны называться, постоянно действующее арбитражное учреждение) предполагает договоренность сторон о том, что их спор будет рассматриваться по правилам какого-либо арбитражного института.  Институциональный арбитраж (в рамках постоянно действующего третейского суда) позволяет не договариваться заранее о конкретных кандидатурах арбитров, предоставляет более детализированные правила (регламенты) арбитража, регулирующие процедуру разбирательства. Кроме того, в соответствии с новым законодательством, на третейские суды для разрешения конкретных споров налагается ряд ограничений (например, запрет в отношении рассмотрения корпоративных споров).  

Какие последствия повлечет за собой реформа арбитража? Кто пострадает от нее в первую очередь? Какая судьба ожидает теперь так называемые "карманные суды"? 

"Карманные суды" делятся на несколько категорий. Многие из них заявляют, что разрешают споры между дочерними организациями. Если это так, то возникает вопрос: зачем им в принципе нужен институт третейского суда? Они могут решать такие споры в административном порядке через инструменты контроля над дочерними обществами и исполнять такие решения добровольно. Думаю, что многие сейчас решили закрыть такие третейские суды. Есть те, которые сейчас хотят «загримироваться», то есть создать какую-нибудь некоммерческую организацию, ассоциацию в какой-нибудь сфере, сделать вид, что это не карманный суд. Время покажет, удастся ли им получить статус постоянно действующего арбитражного учреждения в соответствии с новым законодательством.  

Новый закон предусматривает более строгий государственный контроль над созданием и деятельностью третейских судов. Повлияет ли это на качество выносимых решений? Что станет с иностранным арбитражем в таком случае?  

Постоянно действующие арбитражные учреждения не рассматривают, а именно администрируют спор. Здесь нет цели влиять на качество решения. Оно определяется арбитрами. В первую очередь, должно повыситься качество администрирования.  

Многие мелкие постоянно действующие третейские суды зачастую занимаются не разрешением споров, а какими-то полулегальными схемами. Эта сфера должна уйти в результате реформы. Должны появиться крупные независимые площадки для разрешения споров. Я надеюсь, что они будут ориентироваться в своей практике в том числе на зарубежный опыт. В итоге повысится и качество практики, уровень арбитражного разбирательства, потому что такие учреждения будут более внимательно подходить к подбору арбитров, от которых можно ждать более качественных и профессиональных решений.  

Что касается иностранных арбитражных учреждений, то новый закон обязывает их для осуществления своей деятельности на территории РФ получить статус постоянно действующего арбитражного учреждения. Для этого они должны соответствовать единственному критерию - иметь широко признанную международную репутацию. Это было сделано для того, чтобы существующие сейчас российские постоянно действующие третейские суды, не получившие права на осуществление этой деятельности, не смогли зарегистрироваться в другой стране и де-факто осуществлять деятельность в России.  

Какую роль сыграет предоставление третейским судам налоговых льгот? 

Освобождение арбитражных сборов от НДС - это правильное решение. Сборы в третейских судах и так немаленькие, тем более, если арбитражное учреждение стремится обеспечить высокий уровень администрирования и привлечь высокопрофессиональных арбитров.  

Расскажите о развитии Арбитражного центра. Какие цели, планы вы хотели бы реализовать в ближайшем будущем? 

Арбитражный центр создан как современная независимая площадка для разрешения споров в соответствии с требованиями нового законодательства. Мы опирались на опыт лучших зарубежных арбитражных центров. В настоящий момент нами разработан регламент разрешения внутренних споров, сформирован авторитетный список арбитров, сформирован Президиум. В ближайших планах – разработка правил международного арбитража, правил арбитража корпоративных споров, продвижение и популяризация арбитража. Мы также работаем над запуском полноценной онлайн системы сопровождения арбитражного разбирательства.  

Арбитражный центр находится в Москве, но, несомненно, мы будем привлекать лучших региональных арбитров для разрешения споров с участием бизнеса в других регионах. Арбитраж является достаточно гибкой процедурой, позволяющей проводить слушания в любом удобном для сторон и арбитров месте, а также с помощью видео- и телефонной конференц-связи.  

Беседовала Юлия Мелейко

Теги: #Законы

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий:

E-mail
Пароль
Регистрация