12+

Куда пойти учиться?

17 мая 2017

"Куда пойти учиться?" - ответ на этот вопрос в интернете ищут более 28 миллионов пользователей. По словам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, более всего востребованы специалисты, получившие инженерно-техническое, естественно-научное, педагогическое и медицинское образование.

В обществе бытует мнение, что студенты-юристы, как и молодые представители многих других профессий – не нужны. Так ли это? Насколько теоретическое образование является подспорьем для будущей юридической практики? Не устаревает ли учебная программа из-за постоянных изменений в законодательстве? Как абитуриентам и студентам, выбравшим профессию юриста, не остаться без места после получения диплома? Об этом «Гражданин и закон» побеседовал с директором филиала Всероссийского государственного университета юстиции Данилом Рыбиным.

Данил, что скажете о российском юридическом образовании сегодня, насколько теоретическое образование является подспорьем для будущей практики?

Сейчас будущих юристов готовят около 900 вузов страны. Это очень большая цифра. Вот уже 20 лет высшая школа переживает непростой период реформирования. Мы отходим от советской модели и интегрируемся в европейское пространство. С этим связан, к примеру, переход на двухуровневую систему высшего образования, включающий бакалавриат и магистратуру.

Юристов готовит множество хороших вузов, среди них СПбГУ, МГУ им. Ломоносова, Московская государственная юридическая академия и Всероссийский государственный университет юстиции. В субъектах РФ также есть хорошие научные коллективы, можно отметить Саратов, Самару, Екатеринбург. Но вместе с тем существует проблема, когда юристов готовят не профильные вузы. В которых нет сложившихся коллективов педагогов-юристов, нет традиций. В последние годы Рособрнадзор старается решить эту проблему, закрывая подготовку юристов в непрофильных вузах.

Что касается вопросов теории и практики, теоретическая подготовка, конечно, должна соотноситься с практикой. Новые госстандарты Минообразования предусматривают участие практиков в учебном процессе. Это и мастер-классы и участие представителей потенциальных работодателей в госэкзаменах. Мы, например, приглашаем к себе представителей нотариального сообщества и федеральных судебных приставов.

Не устаревает ли учебная программа из-за постоянных изменений в законодательстве?

Право это категория не статичная, а динамичная. К тому же, в нашей стране действительно у законодателей очень насыщенная жизнь. И, конечно, в вузах есть механизм, позволяющий педагогам оперативно реагировать на изменения законодательства. Это рабочая программа учебной дисциплины, которая ежегодно обновляется: изменилось законодательство, поменялся и методический документ.

В обществе бытует мнение, что студенты-юристы, как и молодые представители многих других профессий – не нужны. Работодателям нужны люди с опытом. Рынок юристов перенасыщен, поскольку представителей этой профессии готовят многие вузы. Так ли это? И что посоветуете абитуриентам и студентам, выбравшим эту профессию, как не остаться без места после получения диплома?

Мы живем в свободном обществе, каждый сам решает в какой вуз идти, и какую профессию выбрать. Студенты и их родители зачастую ориентируются на имидж профессии, статус в обществе и зарплату. Кто-то ошибается, такое, к сожалению, случается.

Рынок перенасыщен, но вместе с тем, найти хорошего юриста очень сложно, мы наблюдаем дефицит профессионалов. Это касается всех направлений, мне, к примеру, сложно найти не только декана или замдекана, но и просто хорошего педагога. Все профессионалы уже трудоустроены, никто не хочет их терять.

А могут ли ваши студенты совмещать работу и обучение, чтобы так сказать поскорее набраться опыта?

Да, мы с коллегами несколько лет назад задумались над этим вопросом. В результате построили обучение в магистратуре таким образом, чтобы студенты могли работать. Занятия на очной форме обучения начинаются в 18 часов вечера, проводятся 3 раза в неделю.

Я считаю, что на 1-2 курсе студент не должен работать, на старших курсах возможно совмещение, частичная занятость, а в магистратуре – работа приветствуется. У нас масса примеров, когда студент работает в Главном Управлении Минюста по Санкт-Петербургу и учится в магистратуре.

Какие образовательные программы в вашем вузе сейчас наиболее востребованы абитуриентами? И какие образовательные направления на ваш взгляд сегодня являются наиболее перспективными?

У нас есть несколько программ, в рамках каждой из них студент может выбрать профиль или специализацию. Всего профиля три: гражданско-правовой, уголовно-правовой и государственно-правовой. Идеального рецепта – куда пойти, чтобы быть востребованным, не существует. Процесс трудоустройства во многом зависит от самих выпускников, от того, как они проявят себя на практике. Есть масса примеров, когда выпускники устраивались работать в организации и ведомства, в которых проходили практику.

По моему мнению, абитуриент и его родители не должны гнаться за престижем профессии, гораздо важнее желание заниматься той деятельностью, которую ты выбрал. Когда «глаза горят», не надо заставлять учиться из-под палки.

А не считаете ли особо перспективными новые направления, такие как право в сфере информационных технологий?

Да, информационное право достаточно перспективно. Думаю, в будущем оно может стать одной из программ в магистратуре, но перед тем, как углубиться в него, необходимо отучиться на бакалавриате.

Также перспективно спортивное право, вспомните недавние скандалы с допингами. Перспективна и международно-правовая тематика. Во всем мире идут интеграционные процессы, так что юристы-международники, владеющие иностранными языками, будут востребованы.

Есть ли у вас статистика, в какую юридическую сферу идет большинство ваших выпускников?

Мы ведомственный вуз и в первую очередь работаем на своего учредителя – Минюст России. Большинство выпускников идут в Главное Управление Минюста по Санкт-Петербургу, сейчас 20 процентов сотрудников ведомства имеют диплом Всероссийского государственного университета юстиции. Значительная доля студентов идет работать в правоохранительные органы – прокуратуру, следственный комитет, МВД.

- Какие преимущества дает выпускникам диплом Всероссийского государственного университета юстиции? Правда ли, что с ним проще поступить на госслужбу, в Минюст? К примеру, выпускники МГИМО, мечтающие о карьере в МИДе, часто попадают «в запас» и могут годами ждать вакантной должности в госструктуре, первыми место получают те, кто владеет экзотическими языками. А как с этим у вас? У каких выпускников больше шансов сразу попасть на госслужбу, какими особыми навыками они должны овладеть в процессе учебы, чтобы получив диплом сразу попасть в Минюст?

Мы стараемся выстраивать политику обучения таким образом, чтобы не только учить, но и воспитывать. И работодатели это ценят, многие благодарят за толковых молодых специалистов.

Чтобы хорошо трудоустроиться, студент должен быть трудолюбивым, дисциплинированным, должен стремиться к саморазвитию. Также хочу сказать о внешнем виде, молодежная культура сейчас предполагает большое количество татуировок. Для творческих профессий это допустимо, а на госслужбе татуировка может стать препятствием в трудоустройстве.

А что скажете о статусе выпускников? К примеру – военное училище готовит офицеров, а кого выпускаете вы? Должны ли ваши выпускники начинать работу в Минюсте с низшей должности специалиста 2 разряда, или их сразу принимают на должность старшего специалиста?

Наши выпускники после получения дипломов идут на конкурс в Главное Управление и трудоустраиваются. С какой должности можно начать карьеру, этот вопрос лучше адресовать представителям Минюста, но то, что наши выпускники сразу после вуза могут поступить на государственную гражданскую службу, это правда.

Мы готовим юристов-специалистов, бакалавров и выпускников магистратуры. Выпускники не получают специальных званий.

А как у вас обстоят дела с трудоустройством в Следственный комитет?

Мы готовим кадровый резерв. Ежегодно кафедра и деканат отбирают 3-4 выпускников, которых мы рекомендуем управлению Следственного комитета. Там также ведется жесткий и сложный отбор, если студенты его проходят, они поступают на службу.

Какие знания вы бы рекомендовали получить выпускникам, чтобы стать еще более востребованными и компетентными специалистами?

Все зависит от сферы, которую выбрал выпускник. Процесс образования и познания бесконечен. Если есть средства и возможности, можно получить второе высшее. Но, на мой взгляд, это слишком долго. Проще пойти на курсы повышения квалификации.

А что делать выпускнику, если он хочет пойти в аспирантуру, в вашем вузе ведь ее нет?

Нет, но мы можем содействовать в поступлении в главный вуз. Мы изучаем, насколько студент был прилежен и трудоспособен, есть ли у него уже научные публикации. Если все хорошо, пишем характеристику и подаем ее в главный вуз. После экзаменов студент может поступить на бюджет.

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий:

E-mail
Пароль
Регистрация