12+

Законопроект о контрсанкциях принят Государственной Думой в третьем чтении

23 мая 2018

В соответствии с Законопроектом конкретные меры противодействия («контрсанкции») могут быть введены в отношении так называемых «недружественных» государств – таких, которые осуществляют недружественные действия в отношении российского государства, российских компаний или российских граждан. В число таких «недружественных» государств прямо включены Соединенные Штаты Америки. Объектами контрсанкций могут стать не только «недружественные» иностранные государства, но и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством «недружественного» государства;  организации, находящиеся под прямым или косвенным контролем «недружественного» государства, либо аффилированные с ним; и  должностные лица или граждане «недружественного» государства, причастные к совершению «недружественных» действий. В соответствии с Законопроектом Правительство РФ на основании указа Президента РФ может ввести как все, так и некоторые контрсанкции в отношении «недружественного» государства или указанных выше юридических лиц, должностных лиц и граждан, выраженные, в том числе, в следующем:

 1) запрет на ввоз в Россию или вывоз из России продукции (сырья), перечень которого определяется Правительством РФ;

 2) запрет (ограничение) на оказание услуг российским государственным органам или российским государственным компаниям; 

3) запрет на участие в приватизации государственного имущества; 

4) прекращение или приостановление российским государством и российскими организациями международного сотрудничества с «недружественными» иностранными государствами или организациями, находящимися под юрисдикцией таких государств, в определенных отраслях. В дополнение к перечисленным выше мерам Президент РФ может по своему усмотрению принять решение о введении иных контрсанкций, а также об установлении «зеркального» санкционного режима в отношении товаров, производимых в «недружественном» государстве, а также работ или услуг, выполняемых (оказываемых) компаниями из «недружественных» юрисдикций. 

Несмотря на значительные дискреционные полномочия, предоставляемые Президенту РФ, Законопроект ограничивает введение контрсанкций в некоторых случаях. В частности, не допускается введение запрета на ввоз в Россию жизненно необходимых товаров, если в России такие товары или их аналоги не производятся. В большей степени данным ограничением будут защищены импортеры уникальных лекарственных препаратов. Законопроект предоставляет широкие полномочия Президенту РФ и Правительству РФ определять характер и специальный режим контрсанкций и незамедлительно реагировать на «недружественные» действия иностранных государств, направленные против национальных интересов Российской Федерации. Законопроект станет базовым актом российского законодательства, призванным обозначить общие рамки противодействия санкциям иностранных государств и минимизировать их негативные последствия для российской экономики. В настоящее время на рассмотрении также находится отдельный законопроект об уголовной ответственности за исполнение санкций иностранных государств 2 . Второе чтение данного законопроекта было отложено для консультаций с представителями бизнес-сообщества, активно выступившего против его принятия. Тем не менее, ожидается, что его рассмотрение состоится уже в ближайшем будущем, по всей видимости, после внесения поправок в текст законопроекта. Для вступления Законопроекта в силу необходимо его одобрение Советом Федерации («верхней» палатой Федерального собрания РФ), а затем подписание Президентом РФ. Сильная политическая поддержка принятия Законопроекта дает основания полагать, что Законопроект вступит в силу в самое ближайшее время. Учитывая, что обязанность по реализации и соблюдению контрсанкций в случае их введения возлагается как на юридических лиц, так и на граждан РФ, мы рекомендуем следить за статусом Законопроекта. 


Изображение:https://politikus.ru/

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий:

E-mail
Пароль
Регистрация