Александр Васильевич Абросимов занимает пост Уполномоченного по правам предпринимателей в Петербурге с марта 2014 года. 20 лет до этого руководил коммерческими структурами.
В 2012-2014 годах занимал посты и.о. председателя Санкт-Петербургского отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и председателя Санкт-Петербургского Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции».
Каковы основные приоритеты вашей деятельности?
Четыре года назад на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Президент В.В. Путин впервые озвучил решение о создании нового государственного института защиты прав предпринимателей.
В декабре 2013 года в Санкт-Петербурге был принят закон «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге….». Уже в марте Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга назначен региональный Уполномоченный.
Вопрос защиты прав и законных интересов предпринимателей многогранный и охватывает значительный спектр направлений деятельности. Законом об Уполномоченном в качестве приоритетной определена работа по рассмотрению жалоб и обращений предпринимателей, касающихся работы региональных государственных органов и территориальных управлений федеральных органов власти.
Как складываются ваши отношения с органами государственной власти?
Назначение на должность Уполномоченного осуществляется Губернатором по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Законодательным собранием и с учетом мнения предпринимательского сообщества города.
Это связано прежде всего с необходимостью организации конструктивного диалога и сотрудничества с уполномоченными исполнительными органами власти города при поддержке Губернатора. Такой подход диктуется, прежде всего, характером тех проблем, с которыми сталкивается бизнес. По оценкам Уполномоченного, их основной массив как раз и находится в плоскости компетенции профильных Комитетов.
Можно с уверенностью сказать, что взаимодействие с региональными органами власти сформировано и дает свои результаты. Губернатором города дано поручение профильным Комитетам обеспечить оперативное сотрудничество. Особое значение имеет возможность выступить с докладом о проблемах бизнеса на заседаниях Правительства Санкт-Петербурга и внести предложения по выработке конкретных мер, направленных на улучшение в городе предпринимательского и инвестиционного климата.
Учитывая, что не все проблемы предпринимателей могут быть решены на региональном уровне, нами развёрнута работа по организации взаимодействия с федеральными органами государственной власти в Санкт-Петербурге в рамках заключенных соглашений о взаимодействии. Эта работа позволяет более оперативно реагировать на обращения предпринимателей и вырабатывать пути решения системных проблем.
Какие недоработки с точки зрения законодательства, а может, фискальной политики или излишнего администрирования мешают бизнесу развиваться?
Хочу отметить, что за последние два года значительно меняется подход государства к проблемам предпринимателей, наблюдаются конструктивные шаги со стороны власти, готовность идти на встречу пожеланиям бизнеса.
И здесь одной из важнейших задач, стоящих перед Уполномоченным, является консолидация усилий и органов государственной власти и бизнес-сообщества по улучшению в городе предпринимательского климата.
Однако, к сожалению, проблемы в сфере защиты прав предпринимателей есть. Наибольший объем проблемных вопросов возникает в сфере земельных отношений и имущественных прав, а также контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой органами власти различных уровней.
Немало проблем в инвестиционно-строительном сегменте рынка. Так, при реализации инвестиционно-строительных проектов на территории Санкт-Петербурга допускается неоправданно большое количество административных процедур, требующих значительного времени и расходов для их прохождения. Приходится констатировать и наличие административных барьеров при получении разрешения на строительство.
Недавно был введен мораторий на проверки малого бизнеса. Как повлияет на развитие компаний такой отпуск? Правда ли, что проверки надзорных органов, которые должны делать работу бизнеса качественнее, приводят к обратным результатам?
Несомненно, только с положительной стороны можно оценить шаги законодателя о введении моратория с 2016 года на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства. Также нельзя не сказать и о внедрении в контрольно-надзорную деятельность риск-ориентированного подхода, при котором интенсивность контроля объекта зависит от риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба окружающей среде и т.д. За последние годы в этом отношении продвинулась налоговая служба.
Создан единый реестр проверок, который предназначен для обеспечения учёта проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проверок, а также их результатов. Подобный реестр уже функционирует на федеральном и региональном уровне.
Между тем, в июле приняты очередные поправки в 294-ФЗ. Кроме позитивных изменений, направленных на совершенствование процедур контрольно-надзорной деятельности, вводится мероприятие — контрольная закупка, которая будет проводиться без предварительного уведомления проверяемых, но по согласованию с органами прокуратуры. Определяется порядок проведения контрольных мероприятий в отсутствии юридического представителя компании.
Данные изменения были внесены в рамках совершенствования абсолютно иного Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и не проходили оценку регулирующего воздействия. Такой подход законодателя не соответствует заданному руководством страны вектору на снижение чрезмерного административного давления на бизнес, оказание ему всесторонней поддержки для динамичного развития.
Несмотря на то, что, по мнению Минэкономразвития, поправки имеют смягчающий характер, говорить об этом преждевременно.
Основная задача государства, по мнению предпринимателей, — дать работать бизнесу стабильно! Не менять законодательство за столь короткий промежуток времени.
25 июля подписано соглашение о взаимодействии между Правительством Санкт-Петербурга и Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Позволит ли данное соглашение привлечь дополнительные инструменты поддержки малого бизнеса на федеральном уровне?
Конечно, позволит, если корпорация существенно увеличит объем имеющихся в ее распоряжении денежных ресурсов. Ведь реализация заключенного соглашения предполагает ряд направлений поддержки — от предоставления поручительств по кредитам МСП до поиска производителей под нужды крупных заказчиков.
При этом отмечу, что многие бизнесмены сейчас считают, что получение грантов, субсидий сопряжено с дополнительными проверками со стороны правоохранительных органов. В связи с этим, при увеличении объемов финансирования программ поддержки малого бизнеса, многие предприниматели даже не участвуют, потому что потом они подвергаются очередной проверке.
Но все мы понимаем, что развитие экономики, особенно промышленности, невозможно без привлечения денежных средств. Формы поддержки и гарантийные продукты, созданные корпорацией – это, конечно, хорошо.
Хотелось бы еще отдельно отметить, что одно из важнейших направлений поддержки малого бизнеса — обеспечение компаний крупными заказами, обеспечение возможности участия в государственных заказах. Законодательно определено, что до 15% госзакупок должны распределяться по субъектам малого и среднего предпринимательства. Однако, на сегодняшний день малый и средний бизнес зачастую не имеет достаточной базы для выполнения крупных заказов. Так, в частности, у МСП существуют проблемы с производственными помещениями (краткосрочные договоры арены, часто меняющиеся по инициативе арендодателя условия и др.). Поэтому совместно с городом мы являемся одним из инициаторов создания индустриальных парков для МСП на базе крупных промышленных предприятий. Это даст возможность малому и среднему бизнесу, работающему в производственном секторе, иметь больше гарантий для ведения своей деятельности и развиваться.
Поделитесь вашим мнением относительно современного малого бизнеса. Какие направления развивать предпочтительней?
Как делается бизнес? Нужно найти определенную нишу, качественно представлять свой продукт и завоевывать в честной конкуренции возможность его реализации. Если вот эти условия вы выполните, то можете процветать в любой области малого и среднего бизнеса. В крупном бизнесе другие критерии. Среди направлений сейчас актуальны те, которые связаны с импортозамещением, интересен производственный сектор.