Топ-100 Проблемы с земельными участками передадутся по наследству - Гражданин и закон
Главная страница » Проблемы с земельными участками передадутся по наследству

Фото: Baltphoto

Поделиться

Унаследовать можно, как выяснилось, не только имущество, но и проблемы с ним. Так, если существует судебный спор по границам участков и он зафиксирован, то это может оказаться основанием для приостановки регистрационных действий — вступить в наследство не получится. А в Ленинградской области растет число таких споров, причем между частными владельцами и оператором автодорог — ГКУ «Ленавтодор».

А вот решение суда может заставить регистратора и вовсе снять участок с учета и прекратить права собственности. Тем временем «Ленавтодор», похоже, запасается все большим числом судебных решений в свою пользу. По ним получается, что частные участки «залезают» на территорию ГКУ — зону отвода дороги или примыкания к ней.  

«Мы все четко исполняем по решению суда: если сказано снять с учета и прекратить права собственности, значит, мы будем вынуждены это сделать. Если будет признано недействительным местоположение, то из ЕГРН будут исключены сведения о координатах участка, но при этом правообладатель останется со своими правами на участок, но без координат, и местоположение участка необходимо будет уточнить с учетом правоустанавливающих документов», — рассказали в Управлении Росреестра по ЛО.

Нотариусы неофициально говорят: мы оформим наследство, выписки из ЕГРН достаточно, не вопрос, но зарегистрирует ли Росреестр переход права — это вопрос, с их регламентом мы не знакомы.

Данная ситуация собрала представителей бизнеса и практикующих юристов на круглом столе Delta.News, где речь пошла о том, проигрыши «Ленавтодору» в судах — возможно, следствие путаницы в специфической кадастровой терминологии и отказов суда в проведении независимой экспертизы. Но в  любом случае истории тех, решился судиться с ГКУ, заставляют многих, тяжело вздохнув, проявить сговорчивость. Дорожный оператор выставляет требования бизнесу на согласование проектов съездов с автодороги и их обустройство. Проектирование он берет на себя и делает это отнюдь не бесплатно. Некоторых аппетиты ГКУ заставляют потом сожалеть о выборе мирного пути.

«Требования ГКУ становятся все обширнее: кроме легкой рихтовки примыкания с нас могут уже потребовать обустройства остановок, освещения, тротуаров. Мы уже знаем, что следующий проект будет намного дороже, чем нынешний», — отметила Наталья Жолудева, руководитель проекта компании «Дженсен групп».

Руководитель ТД «Вимос», который также принял участие в Круглом столе, рассказал участникам о своей судабной тяжбе с непобедимым «Ленавтодором».

«Кадастровый адрес в резолютивной части судебного решения никакого отношения к спорным примыканиям или съездам не имеет, парковок, о которых говорится в решении, там нет», — подчеркнул глава торгового дома Владимир Гурьев.

Отдельно он отметил, что примыкания к трассам и съезды в населенных пунктах это совершенно разные вещи, а именно это запутывает суд и ведет к решениям не в пользу частных землевладельцев. По мнению юристов, съезды входят в понятие улично-дорожной сети, и требовать проект для съезда, как для примыкания к трассе, неправомерно.

«Логика суда проста, если съезд используется, то должен соответствовать нормам. Если нет документов о согласовании — вообще беда, а даже если и есть многолетней давности — не факт, что они соответствуют сегодняшним правилам. Стратегия защиты компаний в таких случаях обычно — согласовать адекватный срок на исполнение требований и снизить неустойку за срыв этого срока», — рассказала адвокат Татьяна Александрова.

А неустойка, по ее словам и примерам других экспертов, иногда абсолютно неадекватна и может достигать нескольких сотен рублей в день, а сроки при этом изначально нереальны. Даже доказав правоту, бизнесмены не всегда в выигрыше. Что уж говорить о простых гражданах с собственностью в несколько соток.

«У нас была своя история, и мы свою правду доказали, но подчеркну, что финансовой реабилитации это не дало и компания перестала существовать», — поделился Игорь Щерба, советник ГК «Улей Технолоджи».

Стоит отметить, что представители ГКУ «Ленавтодор», Комитета по дорожному хозяйству и Комитета по земельным отношениям Ленобласти участия в круглом столе не приняли, хотя приглашения, по словам организаторов, им были направлены.

Как быть

Юристы призывают настаивать на судебной экспертизе, если у дело дошло до разбирательств в зале суда, а при отказе можно представить служителям Фемиды заключение кадастрового инженера, заверенное нотариально.

«Действительно, мы видим, что заключения кадастрового инженера в суде оказывается недостаточно. Но когда нотариус стоит рядом — это будет равнозначно судебной экспертизе», — считает руководитель ООО «Вектор. Правовые решения» Антон Мухин.

Репутация

В последние годы Ленавтодор привлекает внимание не только земельными тяжбами в арбитраже. В марте 2024 года ГКУ обыскивали из-за обустройства светофоров. А летом 2022 года заместитель руководителя Джабы Джоджуа в ГКУ Илья Банников был приговорен к условному сроку по делу о мошенничестве на почти 4 млн рублей. Также в СМИ появлялись новости об обысках и арестах в региональной кадастровой палате, а в 2021 году ее экс-руководителю Олегу Михееву и его заместителю Сергею Храмову по уголовному делу о взятках вынесли приговор в виде 23 лет лишения свободы на двоих. Информации об обжаловании обоих вердиктов найти не удалось.


Поделиться

Добавить комментарий