Водителей беспокоит безнадзорность за частными средствами индивидуальной мобильности (СИМ). Волну недовольства вызывают нарушения ПДД взрослыми и детьми на электросамокатах и моноколесах.
В последнее время увеличивается количество инцидентов, связанных с использованием электросамокатов и моноколес в Санкт-Петербурга. Происшествия варьируются от мелких нарушений ПДД до серьезных столкновений с участием пешеходов и транспортных средств.
К примеру, в Красном Селе мужчина на моноколесе столкнулся с пешеходом при переходе улицы. Также в Петербурге был зафиксирован случай, когда водитель самоката двигался по трассе со скоростью 80 км/ч. Среди других замечены нарушения как езда с пассажиром на одном самокате, так и передвижение по автомагистралям.
Техническое состояние самокатов и моноколес, а также отсутствие уникальных идентификационных номеров, затрудняют контроль за ними. Недостаток регулирования использования личных транспортных средств увеличивает риски для всех участников дорожного движения. Также в Петербурге произошел инцидент с моноколесом, которое загорелось во время зарядки. В результате пострадала женщина.
Отметим, что на данный момент законодательство России не регулирует использование личных СИМ. При этом эксплуатация арендованных электросамокатов в Петербурге подчиняется определенным правилам, установленным Комитетом по транспорту. Скорость движения на арендованных самокатах ограничена до 20 км/ч, в некоторых зонах — до 10-15 км/ч. Пользование самокатами запрещено лицам до 18 лет. Нарушения фиксируются по уникальным номерам самокатов и влекут штрафы или блокировку аккаунтов.
В Госдуме также обсуждается вопрос регистрации СИМ через систему Госуслуг, по аналогии с транспортными средствами. Проект закона, предложенный в прошлом году, и находящийся на стадии доработки, предусматривает обязательную регистрацию электрических самокатов, велосипедов, моноколес и иных транспортных средств этой категории.
Добавим, что эксперт рабочей группы по законодательству в сфере безопасности дорожного движения при Правительстве Российской Федерации Дмитрий Попов высказал мнение о необходимости регулирования ситуации с использованием самокатов и моноколес. Он предложил привязать к каждому средству индивидуальной мобильности (СИМ) уникальный идентификационный номер и QR-код для доступа к информации о технических параметрах. Ответственность за контроль за нарушениями предлагается передать органам местного самоуправления.
В проекте закона о повышении штрафов для пользователей СИМ упоминается роль исполнительной власти в контроле. Предложение обсуждалось на первом чтении 10 июня. Министерство транспорта предложило инициативу по регистрации СИМ, которая предусматривает обязательное внесение данных о СИМ в государственный реестр как для физических, так и для юридических лиц.
По данным научного центра по безопасности дорожного движения в 2023 году, 47,3% всех ДТП, связанных с СИМ, произошло с участием частных самокатов и моноколес.