Страховые компании обратились в Верховный суд с письмом, в котором говорится о многомиллиардных убытках из-за действий автоюристов. В обращении говорится, что страховщики только за 2015 год потеряли 10 миллиардов рублей в результате судов по ОСАГО. Эти деньги получили в качестве выплат автоюристы, которые заключают с автовладельцами договоры о переуступке долгов, а затем в судах выдвигают завышенные претензии страховщикам. Помимо прочего, участники рынка страхования предлагают разработать единую методику экспертизы поврежденного автомобиля, исключить возможность удовлетворения иска по поддельному полису ОСАГО и прекратить практику завышенных выплат представителю истца. “Гражданин и закон Петербурга” выслушал мнения обеих сторон.
Президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Ирина Лукашевич:
— В Петербурге проблема автоюристов стоит не так остро, как в некоторых других регионах. Самые сложные в этом отношении — Волгоградская,Ростовская область, Краснодарский край.
Действуют подобные юристы по такой схеме: их представители оказываются на месте ДТП еще до приезда полиции и предлагают на месте компенсацию ущерба. Водители соглашаются, при этом сумма компенсации может быть значительно ниже, чем могла бы выплатить страховая компания. В некоторых случаях автовладелец даже не понимает, кто с ним общается, и думает, что это представитель страховщика. После того, как участник ДТП подписывает договор о переуступке долга, юрист подает иск в суд. При этом обычно он указывает сумму компенсации в разы больше, чем те деньги, которые он выплатил владельцу машины. Помимо завышения суммы ущерба многие указывают в иске заоблачную стоимость экспертизы и юридического сопровождения. Закон эти суммы никак не ограничивает. Суд удовлетворяет иск, а страховщик несет огромные расходы.
Формально здесь нет нарушения закона, но во многих страховых компаниях уверены, что юристы вступают в сговор с судьями, что и позволяет им заниматься этим бизнесом. Страховщики просят президиум Верховного суда ограничить максимальную сумму дополнительных выплат за экспертизу и прочее.
Автоюрист Андрей Сычев:
— Говорить о неких “криминальных автоюристах” некорректно. Действительно, существуют юридические компании, которые занимаются выкупом долгов. Но этот процесс абсолютно законный, весьма длительный и не настолько выгодный, как принято думать.
Ограничение суммы выплаты за юридическое сопровождение иска — по-моему, плохая идея. Логично, что юрист в зависимости от опыта и статуса может претендовать как на весьма скромный, так и на крайне высокий уровень оплаты своего труда. Более того, суды сегодня и так крайне охотно сокращают выплаты по этому пункту.
В целом в последнее время я наблюдаю изменение подхода судов к искам в отношении страховых компаний. Еще несколько лет назад судьи в основном склонялись к решениям в пользу автовладельцев, теперь же тенденция изменилась и победителями чаще становятся страховщики. Кроме того, значительно упало общее количество таких исков. По моему мнению, это связано в первую очередь с изменением законодательства в сфере защиты прав потребителей. Теперь автовладелец может “надавить” на страховую компанию с помощью претензий, все больше конфликтов удается решить в досудебном порядке.
Ожидается, что 26 мая пройдет встреча с участием представителей Российского союза автостраховщиков, Центробанка и Верховного суда. Она будет посвящена обсуждению мер, предложенных РСА.