Топ-100 \"Монополия – это всегда застой, торможение\" - Гражданин и закон
Главная страница » \»Монополия – это всегда застой, торможение\»
Интервью с руководителем петербургского управления Федеральной антимонопольной службы Вадимом Владимировым
Поделиться

О том, куда обращаться гражданину в случае необоснованного завышения тарифов,  о деятельности петербургских антимонопольщиков и о многом другом журналисту портала \»Гражданин и закон Петербурга\» рассказал руководитель городского УФАС Вадим Владимиров.

Каковы основные тенденции в деятельности УФАС по Санкт-Петербургу на 2016 год?

В начале 2016 года вступили в силу поправки в наш основной закон — Закон о защите конкуренции, которые должны снизить административное давление и сделать из антимонопольной службы не карающий, а предупреждающий орган. То есть мы, прежде чем возбуждать антимонопольное дело, за которым следует принятие решения, а потом идет административная ответственность, выносим предупреждение. Раньше этот механизм действовал только по очень ограниченному кругу статей.  

В связи со вступлением в силу так называемого 4-го антимонопольного пакета, перечень статей, по которому можно выдавать предупреждения, расширен. В частности, в него вошли 14 статья, запрещающая недобросовестную конкуренцию, 15 статья «Антиконкурентные действия органов власти». Теперь мы выдаем предупреждения и органам власти.  

Досудебное и даже доантимонопольное рассмотрение дела приводит  к прекращению нарушений и к всеобщему удовлетворению. Никто не идет в суд, никто не получает административного взыскания, однако восстанавливается конкурентный порядок.  

Кроме этого, в 2016 году заметно вырос объем работ в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ). Взамен расформированного Рособоронзаказа с 2015 года мы занимаемся контролем в сфере ГОЗ.

Созданный в нашем управлении отдел занимается контролем оборонки на территории всего СЗФО. Если во второй половине прошлого года антимонопольный орган рассмотрел 13 жалоб, то в этом году рассмотрено уже больше 60. В основном жалобы касаются необоснованного отклонения первых частей заявок.

Так, например, после поступления ряда заявлений от подрядчиков на АО «Кронштадский морской завод» было решено провести внеплановую проверку исполнения договоров, заключенных с заводом во исполнение госконтракта с Министерством обороны Российской Федерации на ремонт крейсера 1 ранга «Аврора». Эту проверку мы сейчас проводим, она закончится  28 октября.

Что вы можете сказать о планах на 2017 год?

С нетерпением ждем поправок в 44-ФЗ, которые введут с 1 января 2017 года. Ждем электронный конкурс. В настоящее время проводятся только электронные аукционы, а конкурсы проводятся на бумаге, и это открывает большие возможности для злоупотреблений.  

Мы продолжим в 2017 году нашу борьбу, иначе ее не назовешь, с субъектами естественных монополий, которые, пользуясь своим монопольным положением, зачастую нарушают антимонопольное законодательство – “РЖД”, “Газпром”, предприятия ЖКХ, связи. Это наши так называемые постоянные клиенты, с которыми мы вынуждены бороться и одновременно обучать соблюдению основных принципов здоровой конкуренции.

Что касается гособоронзаказа, то тут мы должны привлекать к ответственности не только государственных заказчиков, мы должны заниматься и вопросами ценообразования. Это требует отдельной кропотливой работы.

Какую отрасль можно назвать лидером с точки зрения антимонопольного и тарифного регулирования в России?

ЖКХ, естественно. Нам передали функции ликвидированной Федеральной службы по тарифам, но пока вся эта активность сосредоточена в Москве. Мы тарифами на местах не занимаемся. А тарифная отрасль крайне запущенная, одна из самых проблемных в Российской Федерации. Нет закона об основах тарифного регулирования, и как устанавливаются тарифы, совершенно непонятно. В одной и той же отрасли в разных регионах страны разница в тарифах на одну и ту же услугу может отличаться в 10 раз.  

Куда обращаться гражданину в случае необоснованного завышения тарифов и как компенсировать финансовые средства, выплаченные за “сверхтариф”?

Если гражданин видит, что его права нарушаются, он вправе обратиться как к нам, так и в иные контролирующие органы, а также в суд. Мы рекомендуем обратиться сначала к нам, чтобы антимонопольный орган начал накапливать определенную базу данных и информацию о нарушителях.  

В заявлении необходимо указать всю информацию о заявителе, кратко описать ситуацию и предполагаемые нарушения, а также указать, признаки нарушения каких статей законов усматривает заявитель в действиях организаций сферы ЖКХ.

Заявление можно отправить нам на электронную почту to78@fas.gov.ru, а досылом по почте отправить оригинал или же принести его в канцелярию управления в соответствующие часы приема.

Куда следует обращаться гражданину в случае обнаружения нарушений в сфере госзакупок?

К нам, но только в том случае, если договор еще не заключен. Полномочия антимонопольной службы ограничиваются преддоговорными отношениями. Это значит, что пока заказчик не заключил договор, ситуацию еще можно исправить. Однако, если поставщик или подрядчик уже определен, наша инспекция и внеплановая проверка могут только найти нарушения и назначить соответствующий штраф. Признать контракт недействительным может только суд.

Жалобы мы рассматриваем в короткие сроки, в течение 5 дней проводится комиссия, выносится решение. Таких коротких административных процедур нет ни в одном другом административном органе.

На что чаще УФАС обращает внимание: на заявления юридических или  физических лиц?

Мы одинаково внимательно относимся как к заявлениям организаций и граждан, так и к материалам, поступающим из других надзорных органов.  

Проводились внеплановые проверки и по сообщениям СМИ. А буквально неделю назад, прочитав статью на “Фонтанке”, управление выдало Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации предостережение о недопустимости действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.  

Поводом для этого стали намерения городского правительства создать новую концепцию по управлению медиапространством города. Такая гиперцентрализация, по моему мнению,  ни к чему хорошему не приведет.  

Монополия – это всегда застой, торможение. Отсутствие конкуренции,  если говорить о товарных рынках,  ведет всегда к росту цен. А здесь это приведет к самоуспокоенности, однообразию мнений и, в конце концов, к деградации журналистского сообщества. 


Поделиться

Добавить комментарий