Топ-100 Очередные изменения в НК РФ: от свободы выбора для физических лиц до усиления контроля за КГН - Гражданин и закон
Главная страница » Очередные изменения в НК РФ: от свободы выбора для физических лиц до усиления контроля за КГН
В июле 2016 года Президент поставил свою подпись под законом, вносящим очередные изменения в Налоговый Кодекс РФ. О том, что это за новеллы и какие группы налогоплательщиков они затронут, расскажет наша новая статья.
Поделиться

Свобода выбора инспекции для подачи уведомления

С августа 2016 года граждане имеющие недвижимость или автомобили при неполучении уведомления об уплате налога вправе информировать о наличии у них подобной собственности любую ИФНС. Раньше они обязаны были подать сведения только по адресу жительства, либо по месту регистрации объекта или автомашины. В принципе это правильно. Но не всегда люди постоянно находятся по месту проживания, расположения недвижимости или регистрации машины. Например, граждане, работающие вахтовым методом или пребывающие в длительной командировке, не могли исполнить закон в старой реакции. Теперь такая возможность появилась.

О том, когда можно «кошмарить» КГН

Следующее нововведение касается консолидированной группы. Это очень крупные компании вроде Роснефти, Газпрома, Лукойла и так далее. В частности новая норма  запретила фискальным органам в ходе выездной проверки исследовать правильность определения доходов и расходов участника КГН за проверяемый период. Впрочем, законодатель тут же ввел исключения. Так, это правило не действует, когда вышестоящий налоговый орган (читай — центральный аппарат ФНС РФ) проверяет региональную ИФНС осуществляющую мониторинг КГН.

Далее, это требование теряет силу в случае досрочного завершения налогового наблюдения, игнорирования участником точки зрения фискального органа по вопросам расчета, и уплаты налога на прибыль, а также предоставления участником группы уточненной декларации по налогу на прибыль за время мониторинга по которой уменьшается сумма налога либо увеличивается размер убытка в результате уменьшения доходов.

Увеличение полномочий налоговых органов на получение информации от банков

Далее, законодатель внес новый абзац в статью регламентирующую обязанности банков в ходе контроля фискальными органами налогоплательщиков. Теперь кредитные организации должны по запросу ИФНС направлять ей данные на иностранные, реорганизованные или ликвидированные компании, если они участвовали в сделках с проверяемым налогоплательщиком, либо лицом, у которого чиновники просто требуют документы/информацию.

В состав таких данных входят сведения о счетах, вкладах, депозитах, а также операциях зарубежных, реорганизованных или ликвидированных компаний.

По-видимому, это связано с противодействием незаконным банкротствам крупных компаний и пресечением вывода капиталов за рубеж. Классический пример — банкротство фирм и банка, принадлежащих бывшему сенатору Сергею Пугачеву. Предприимчивый олигарх и «слуга народа» ловко обанкротил и ликвидировал свою финансовую империю, отправив капиталы за границу.

Уточнение порядка направления уведомления о невозможности предоставления документов в установленные законом сроки

Во время проверки ИФНС вправе затребовать у налогоплательщика необходимые документы. И не всегда компания может их подготовить в указанные законом сроки. В этих случаях проверяемое лицо должно направить налоговым чиновникам уведомление с указанием причин задержки и сроков подготовки документов. С целью регламентации этой процедуры законодатель ввел нормы уточняющие порядок представления такого уведомления. В частности, они говорят о том, что его можно направить по почте, по телекоммуникационным каналам связи, через представителя или через личный кабинет .

Внутренний контроль или опыт Центробанка России

Закон также вводит понятие внутреннего контроля. Его внедряет компания, использующая налоговый мониторинг. Под внутренним контролем НК РФ понимает комплекс методик, процедур и штатной структуры, направленный на обнаружение и устранение ошибок, искажений, а также нарушений закона в сфере налоговой и бухгалтерской политики компании.

Звучит замысловато, но это только на первый взгляд. На самом деле всё достаточно просто и прозрачно. Внося данный абзац в Кодекс, власть опиралась на опыт банковской деятельности. Еще с середины 90-ых годов каждая кредитная организация (в зависимости от своего размера) должна иметь в штате специалиста или отдел внутреннего контроля. Эти сотрудники входят в штат организации, но отличаются определенной независимостью. Так, по итогам своей деятельности, они отчитываются на Общем собрании учредителей или на заседании Совета Директоров. Их основная задача состоит в поиске, а также исправлении ошибок банка во всех сферах деятельности: начисление и уплата налогов, ведение бухгалтерии, соблюдение норм противодействия легализации криминальных доходов, начисление резервов по проблемным ссудам, списание нереальных для взыскания кредитов и так далее. Иными словами — это своеобразные внутренние аудиторыорганизации.

В своей работе специалисты ВК руководствуются специально разработанными и утвержденными методиками, регламентами и положениями. Теперь, по аналогии, законодатель ввел это требование в Кодекс и для небанковских компаний, применяющих налоговый мониторинг. Ничего в этом нового нет. Сегодня многие крупные и средние фирмы уже давно имеют в своем штате подобные структуры. И никого это особенно не удивляет.

Расширение перечня документов для перехода на налоговый мониторинг

С 03 августа текущего года, налогоплательщик желающий перейти на налоговый мониторинг должен представить в ИФНС дополнительные документы. Это регламент информационного взаимодействия, а также положения, инструкции и регламенты, определяющие порядок проведения внутреннего контроля.

При этом типовую форму регламента взаимодействия должна разработать ФНС РФ. А компании уже на основании этого шаблона создадут свой, индивидуализированный документ. Данный локальный нормативный акт должен содержать скрупулезно описанный порядок направления в налоговый орган документов/сведений связанных с начислением и уплатой налогов и сборов.

Кроме того, он обязан включать в себя способ фиксации в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов объектов налогообложения, данные о регистрах бухучета, нормы о системе внутреннего контроля, а также иные важные сведения.

Если в документе отсутствуют какие-либо сведения, то ИФНС может затребовать пояснения у налогоплательщика, либо потребовать, чтобы он внес дополнения в свой локальный акт.

Выводы

Итак, новый закон предоставил россиянам свободу выбора налогового органа для сообщений о наличии собственности. Остальные новеллы, вряд изменят жизнь миллионов наших сограждан. Ведь далеко не все их них совершали сделки с зарубежными компаниями, либо заключали договоры с ликвидированными или реорганизованными фирмами.

Даже усиление госконтроля за КГН вряд ли их затронет. И хотя в консолидированных организациях работают сотни тысяч (а может и миллионы) сотрудников, картины это не меняет. Требования новых норм НК РФ относятся в первую очередь к руководству и собственникам компаний.

Ну, действительно, кому из рядовых работников Газпрома или Норникеля есть дело до подразделений внутреннего контроля или регламента информационного взаимодействия с ИФНС? Поэтому не стоит преувеличивать влияние новых статей Кодекса на жизнь миллионов россиян.

Источник: http://www.gestion.ru/news/38/ocherednye-izmeneniya-v-nk-rf-ot-svobody-vybora-dlya-fizicheskikh-lits-do-usileniya-kontrolya-za-kgn/

Фото: gestion.ru


Поделиться

Добавить комментарий