Главная страница » Петербургский УФАС: растет ли конкуренция, и как бороться с мошенниками?
Интервью с Петром Яковлевым, заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Поделиться

Почему на смену эпатажной рекламе пришла консервативная? Как
организаторам госзакупок бороться с «профессиональными жалобщиками»? И как
повысить конкуренцию в стране? Об этом «Гражданин и закон» побеседовал с Петром
Яковлевым — заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной
службы по Санкт-Петербургу.

Вы активный пользователь соц.сетей, а именно фейсбука, где высказываете
свое мнение о политических событиях. Последние несколько лет идут споры о том
нужно ли регламентировать поведение чиновников в социальных сетях. Многие
эксперты расценивают это, как «закручивание гаек». Пресс-секретарь Президента
РФ Дмитрий Песков в одном из интервью сказал, что публичные высказывания человека,
облеченного властью, приобретают уже более-менее официальный оттенок. Что вы
думаете по этому поводу?

Мне кажется, специального
регулирования не нужно, достаточно имеющегося законодательства. В частности, госслужащие
не имеют права критиковать в соцсетях руководителей органов власти.

Вы присутствуете на заседаниях Совета по рекламе, один ваш коллега по
Совету отметил, что реклама в нашем городе становится консервативнее. Если
раньше рекламные плакаты украшали полуобнаженные женщины и двусмысленные фразы,
то сейчас таких примеров все меньше. Согласны ли вы с этим наблюдением? Почему в
обществе растет консерватизм?

Согласен. Так оно и есть. Это
связано с настроениями в обществе. Любая реклама адресуется целевой аудитории. Нельзя
рекламировать дорогие бренды в газете «Комсомольская правда», потому что те кто
могут купить себе мерседес, не читают «Комсомолку». Также в респектабельных
изданиях не будут рекламировать лапшу быстрого приготовления. Кроме того,
реклама должна отражать настроения и тенденции, которые преобладают в обществе.
На сегодняшний день у нас сильны консервативные и даже несколько пуританские взгляды,
об этом можно судить по активной деятельности депутатов Государственной Думы.
Поскольку бренды стремятся, чтобы их реклама понравилась как можно большему
числу потребителей, консервативная реклама – не прихоть рекламных агентств, а
запрос общества. Мы сейчас, и правда, довольно редко получаем жалобы на то, что
официальная реклама содержит неприкрытую эротику.

А с какими массовыми нарушениями в сфере рекламы вам приходится
сталкиваться?

В основном это споры между
торговыми марками, когда менее известные компании копируют рекламу более
известных брендов. Например, масло «Валио» и масло «Баба Валя».

Вы говорили, что реклама отражает потребности общества. Как вы
считаете, какие они сейчас, эти потребности?

Не то, что потребности, скорее —
настроения в обществе. Я бы сказал, что центральные каналы телевидения
определяют тренд. Достаточно одну неделю крутить по центральным каналам рекламу
нового формата, чтобы остальные рекламодатели вслед за трендом, к примеру, вернулись
к «обнаженке».

К вопросу о рекламе. Комитет по печати отказался второй раз переносить
торги на размещение наружной рекламы в Петербурге. ФАС России предписала
ведомству продлить срок рассмотрения предложений, поступивших на торги, а также
устранить выявленные нарушения — изменить способ оценки заявок. Законом
установлена ответственность за неисполнение предписания антимонопольного
органа. В конце июля Комитет подал в московский арбитраж заявление о признании
решения ФАС недействительным. Рассмотрение дела назначено на 26 сентября.
Правильно ли я понимаю, что если Комитет проиграет дело, то должен просто
выплатить штраф или ожидаются и другие санкции?

Других санкций не будет. Никакой
ответственности, кроме административного штрафа не предусмотрено. ФАС выявила
нарушения и вынесла предписания, у Комитета по печати есть право обжаловать
данное решение в Арбитражном суде, этим правом комитет воспользовался. Если
Арбитраж подтвердит правоту ФАС, ничего кроме штрафа Комитету не грозит. Штраф
не может превышать суммы в 500 тысяч рублей.

Хочу добавить, что даже если
торги по наружной рекламе в Петербурге проходят с нарушениями, это все равно
большой прогресс, потому что еще недавно у нас не было вообще никаких торгов.
Положение дел на этом рынке определял монополист — городской центр размещения
рекламы.

Недавно в «Деловом Петербурге» была статья о юридической фирме
«Юарайт», которая срывала многомиллиардные госзакупки в Петербурге и стала
первопроходцем на специфическом рынке посреднических услуг в госзаказе. Если
подрядчику не удавалось получить желанный государственный контракт, юристы
компании помогали ему добиться отмены закупки, направляя жалобы в
антимонопольную службу. Заказчики–чиновники и столкнулись с необходимостью
взаимодействовать с подобными посредниками. Как бороться с такими компаниями и
нужно ли это делать?

Я бы не согласился, что эта
компания была первопроходцем. С тех пор как появился рынок госзакупок, появились
и «профессиональные жалобщики». Зачастую они обладают серьезной юридической
квалификацией, в том числе отслеживают и нашу практику. Дело в том, что до
окончания регистрации, право подать жалобу на госзакупку есть у любого юрлица,
даже у компании, которая не зарегистрирована на электронной площадке. Кроме
того за обращение в ФАС не нужно платить госпошлину.

Иногда действия «жалобщиков» носят
политический характер, иногда это мелкое вымогательство, мол «поделитесь
заказом, или мы затянем вам его исполнение». На сегодняшний день мне не
известны случаи, чтобы хотя бы одну из подобных компаний привлекли к
ответственности правоохранительные органы.  Договариваться с ними не советую, потому что
со временем они снова захотят кушать и вернутся к вам за добавкой.

Как же тогда действовать?

Самое простое и очевидное –
составлять документацию без нарушений. Но это удается далеко не многим. Если
сложилась ситуация с вымогательством, я бы рекомендовал обращаться в
правоохранительные органы.

А как с ними бороться?

Можно ввести госпошлину на подачу
жалобы в ФАС или ограничить количество подаваемых жалоб. Впрочем, второй
вариант будет идти вразрез с основными принципами защиты конкуренции.

В каких сферах бизнеса конкуренция растет, а в каких падает?

Самая конкурентная среда –
торговля. Хоть и говорят, что торговые сети задавили малый бизнес, особенно в
Петербурге, где самый высокий в России уровень присутствия торговых сетей, если
не ошибаюсь, он перевалил за 70 процентов, тем не менее, сети жестко
конкурируют друг с другом, борются за каждый рубль, отслеживают цены.

Низкая конкуренция, как правило,
в тех сферах, которые сильно зарегулированы государством. Например, это
ритуальные услуги или пассажироперевозки на общественном транспорте.

На ваш взгляд сейчас благоприятная обстановка в экономике страны, чтобы
открывать бизнес и заниматься бизнесом?

Обстановка достаточно непростая,
это связано с избыточным госрегулированием и режимом санкций и контрсанкций. Впрочем,
ситуация с количеством проверок улучшилась. Их стало меньше, прокуратура осуществляет
серьезный надзор. А вот зарегулированность осталась.

Какие есть программы по повышению конкуренции? Можно ли взять на
вооружение международный опыт?

Международный опыт — очень
специфическая история. Чтобы что-то перенести из-за границы надо поменять
половину законодательства. Хотелось бы, чтобы в нашей стране задумались о
снижении избыточного регулирования, например, по сертификации и стандартизации.
Уже давно многие эксперты предлагают отменить национальную сертификацию для
товаров, которые имеют возможность свободного обращения на рынках Европы и США.

Как вы считаете, какие меры предпринять, чтобы повысить конкуренцию?

Первое, убрать избыточное
госрегулирование. Второе, убрать госкорпорации из тех сфер, где их присутствие
не обязательно. Например, зачем нам ГУП, объединяющий государственные аптеки?

Представим ситуацию, когда на заседании комиссии УФАС одна из сторон в
качестве аргумента утверждает, что госконтракт сгубила птица баклан, какова будет
ваша реакция?

Думаю, вице-губернатор Албин сам
не ожидал какое продолжение вызовет его короткое высказывание про птицу
баклана. Многие футбольные болельщики теперь называют наш стадион
баклан-ареной. Возможно, название приживется и закрепится. Признать баклана
обстоятельством непреодолимой силы, таким как стихийное бедствие, мы не сможем,
а значит баклан для заказчика или подрядчика не оправдание.

Какие самые нелепые ситуации происходили на заседаниях комиссии?

Нелепые ситуации у нас
практически каждый день. Одни заказчики составляют документацию, по которой
чрезвычайно сложно заполнить заявки. Например, недавно муниципалы при заказе
благоустройства уличной площадки буквально разложили все скамейки и качалки на атомы.
Причем, предъявили требования не только к химическому составу стройматериалов, но
и лопат, которыми строители будут копать ямы.

Бывают обратные ситуации, которые
мы называем «день открытых дверей», когда заказчик прописывает такие легкие
условия, что на конкурс подается очень много желающих, цена контракта падает на
 70-80 процентов. Заказчик формально экономит,
но на деле не получает качественной работы.

Поговорим о национальном роуминге. На днях состоялась встреча
руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева и руководителя
фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе РФ Сергея Миронова, где
поднимался вопрос об отмене внутрисетевого и национального роуминга. Советующий
законопроект уже внесен в Госдуму. Что вы думаете о его перспективах?
Согласятся ли мобильные операторы отказаться от роуминговой надбавки?

Считаю, что отказ от роуминга
внутри страны это правильный шаг. Операторы, конечно, лишатся каких-то денег,
но по сравнению с их потерями от закона Яровой, это смешные деньги. Причем
важнее отказаться от роуминга не на сотовую связь, а на использование
мобильного интернета, поскольку молодежь активнее пользуется интернетом, чем
сотовой связью. 


Поделиться

Добавить комментарий