В очередном выпуске программы \»Гражданин и закон\» на радио \»МедиаМетрикс\» речь шла о защите прав потребителей. О том, почему они часто проигрывают в судах, можно ли что-то сделать с неконтролируемым ростом цен на продукты, как защитить свои интересы при покупке недвижимости и о многом другом рассказал председатель Санкт-Петербургского отделения общественной организации защиты прав потребителей «Диалог» Вадим Рыжков.
В одном из интервью в 2014 году вы сказали: “Чем больше жалуются, тем меньше нарушений”. По данным двухлетней давности, в судебные органы обращались лишь 2-3% от общего количества пострадавших. Какова статистика сейчас?
Данные за 2 года поменялись. Мы отметили, что граждане стали больше ходить в суды. Обращаются с исковыми заявлениями в защиту своих интересов. Чаще всего они это делают самостоятельно, без привлечения юриста. Обычно в судах они проигрывают, так как на стороне ответчика, как правило, выходят подготовленные юристы, которые так или иначе позицию своего клиента отстаивают. Судейское сообщество поддерживает эту ситуацию, потому что там не любят, когда к ним на заседания приходят не представители-юристы, а потребитель, который не подготовлен к процессу и не знает законодательства, чем вводит судью в замешательство. Такие разбирательства, как правило, заканчиваются быстро.
Качества таких решений со стороны судей оставляют желать лучшего. Мы видим, что судейское общество, будто сговорившись, выносит решения как под копирку, занижая, в первую очередь, неустойки и штрафы, положенные потребителям в случае выигрыша.
С чем связано, что потребители самостоятельно отстаивают свои интересы в суде? С отсутствием денег?
Чаще всего таким образом пытаются сэкономить. В данной ситуации им помогает всемогущий интернет. Они пытаются там найти ответы на все вопросы. Неграмотному потребителю кажется, что все одинаково. Найдя какой-либо документ, он применяет его в деле. Я хочу сказать, что это проблема, когда люди из интернета скачивают все, что ни попадя, а потом начинают это применять в судебных делах. Это еще одна из причин падения качества рассмотрения таких дел. Скажу откровенно, что грамотность судей – это тоже проблема, особенно в случае с мировыми судьями, которые совсем не подготовлены для решений потребительских споров. Судейская машина не выдерживает и трещит по швам.
У вас есть статистика, с какими жалобами чаще всего обращаются потребители?
Чаще всего обращаются с жалобами по бытовой технике и мебели. Жалуются покупатели мобильных телефонов, стиральных машин… Много дел, связанных с мебелью отечественного производства. Одна из распространенных проблем, когда люди совершили покупку через интернет, а товар так и не привезли. Мы всем говорим, что если вы выбираете товар по критерию “маленькая цена”, то вы автоматически нарываетесь на проблемы. При совершении онлайн-покупок в первую очередь нужно смотреть на сайт, чтобы он не вчера был сделан.
В связи с контрсанкциями цены на продукты выросли. Вы в интервью говорили, что люди уже отчаялись добиться снижения цен. Наши органы никак эту проблему не регулируют.
Все, никто уже ничего не добивается, уже в принципе проблема не озвучивается. В начале была волна жалоб и обращений. Мы объясняли, что законодательно не регулируются потолки цен. Регулирование цен государством не может быть тотальным. Могут быть какие-либо локальные случаи, но вот так поставить ценники по всем позициям — это нереально, если мы только обратно в СССР не вернемся. С повышением цен все плохо. Цены будут, я думаю, расти и дальше, мы будем употреблять отечественные товары, и пока они все далеки от того, что декларируется на упаковках. Мы видим продукцию, якобы выпущенную по ГОСТу, но там может быть все, что угодно. Государственный надзор сегодня минимизирован дальше некуда, а нашему продавцу нужен хороший кнут и штраф. По-другому это не работает.
Последние поправки в закон о защите прав потребителей были внесены в 2016 году. Какие еще изменения произошли в законодательстве?
Глобальных изменений не произошло. Там есть некоторые статьи, которые нужно поменять. Попытаемся внести поправки. Это касается штрафа, который в законе не определен, куда и кому он положен. Закон нужно корректировать, убирать этот штраф от потребителя. Мы постараемся это сделать.
Одно из направлений работы «Диалога» — это защита прав автомобилистов, тех, кто купил машину. За последние годы много ли споров, связанных с этой сферой?
Споров, связанных с автомобилями, всегда много. Качество самих автомобилей, к сожалению, не растет. Никто не заинтересован работать по закону, особенно дилеры. На моей памяти нет ни одного случая, когда потребитель приехал в положенные 15 дней с поломкой, и ему бы обменяли автомобиль. Я не знаю ни одного такого случая. Все идет через суд.
Покупка квартир для многих — одно из самых важных решений в их жизни. К сожалению, качество не всегда гарантируется. Что делать, если столкнулся с браком?
Граждане активно пользуются соцсетями, создаются группы дольщиков, где люди обсуждают проблемы. Теперь покупатели обращаются к интернету, где и попадают на такие группы. Общаются с дольщиками, выясняют проблемы и делают выбор. Застройщики пристально следят за такими группами, даже пытаются их контролировать. Прежде, чем покупать квартиру, нужно прочитать все отзывы, выехать и посмотреть на сам объект. При заключении договоров долевого участия, дольщики защищены законом.
Если возникают какие-то недостатки, они в течение 5 лет вылезут. Когда 5 лет проходит, вы имеете право обращаться к застройщику со своими требованиями, если есть существенные недостатки. Это нужно доказывать экспертизой и судом.
Дольщикам я бы советовал внимательнее подходить к заключению самого договора о долевом участии. Когда застройщик предлагает вам договор, это не значит, что он это делает в безапелляционном порядке. Застройщики стараются корректировать документы в сторону законности. За пункты договора, которые не соответствуют закону, есть административное взыскание. Вы заключили договор, у вас есть оригинал, зарегистрированный в Росреестре. Вы можете прийти к нам, к юристам, и проанализировать этот договор. При выявлении незаконных пунктов можно требовать его перезаключения.