Топ-100 \"Расти должно не количество третейских судов, а качество их услуг и авторитет\" - Гражданин и закон
Главная страница » \»Расти должно не количество третейских судов, а качество их услуг и авторитет\»
Интервью с председателем Третейского суда при Санкт-Петербургской Торгово-Промышленной палате Владимиром Попондопуло
Поделиться

О том, какие перспективы ожидают институт третейского разбирательства, о плюсах третейского судопроизводства и о многом другом журналисту портала \»Гражданин и закон Петербурга\» рассказал  председатель Третейского суда при Санкт-Петербургской Торгово-Промышленной палате Владимир Попондопуло.

Фото: lawinfo.ru

Какова на сегодняшний день роль третейского суда в системе судов страны? 

Формально в стране действует несколько сотен третейских судов, но реально на регулярной основе третейское разбирательство споров осуществляют на порядок меньше третейских судов. К последним можно отнести третейские суды, созданные при торгово-промышленных палатах. Третейский суд при Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палате был создан в начале 90-х годов прошлого века, т.е. функционирует уже почти 25 лет. 

Какова сейчас загруженность Третейского суда при СПб ТПП?

Первое время вплоть до середины 2000-х годов загруженность Третейского суда при СПб ТПП была достаточно высокой по сравнению с другими третейскими судами, порой по несколько споров в месяц. Затем загруженность снизилась, и это была тенденция для всех третейских судов страны. 

Есть очевидные плюсы рассмотрения дел в третейских судах, но практикующие юристы, как правило, предпочитают обращаться в государственные суды. Почему, на ваш взгляд, это происходит?

Плюсы рассмотрения дел в третейских судах, действительно, есть. К ним, прежде всего, следует отнести конфиденциальность и относительную быстроту разрешения спора. Не следует сбрасывать со счетов и то, что в состав арбитров, разрешающих споры, входят высококвалифицированные юристы, как правило, обладающие учеными степенями. 

Что касается вопроса о том, что практикующие юристы предпочитают обращаться в государственные суды, то тут необходимо еще раз сказать, что если в договоре есть третейская оговорка или третейское соглашение, то спор подлежит разрешению в третейском суде. Возможно, те практикующие юристы, о которых вы упомянули, не побеспокоились своевременно о включении в контракты своих компаний третейских оговорок или заключении третейских соглашений. В таком случае, у них ничего не остается, как обращаться в государственные суды. Может быть, это осознанное поведение, выбор всегда остается за компаниями.

1 сентября 2016 года вступил в силу новый ФЗ «Об арбитраже (третейском) разбирательстве в Российской Федерации», ставший результатом масштабной трехлетней реформы института третейских судов. Ваше мнение о новом законе? 

Раскрыть сколько-нибудь подробно поставленный вопрос в интервью вряд ли возможно, но если быть кратким, то можно сказать, что новый закон в известной мере усложнил порядок создания третейских судов и поставил под государственный контроль их деятельность. Так, право на осуществление функций третейского суда (постояннодействующего арбитражного учреждения) теперь будет предоставляться Правительством РФ на основании рекомендации созданного при нем Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Жесткие требования Закона к составу арбитров (должно быть определенное количество арбитров, в том числе имеющих опыт работы в этом качестве, и арбитров, имеющих ученые степени), безусловно, приведут, к сокращению количества третейских судов в стране. В то же время эти нововведения будут способствовать повышению эффективности деятельности новых третейских судов.

Есть ли в этом законе какие-либо недоработки, на ваш взгляд? 

Как говорится, практика деятельности третейских судов покажет как достоинства, так и недостатки нового Закона. У меня, например, вызывает настороженность положение Закона о предоставлении третейскому суду права требовать у сторон представить дополнительные доказательства, если третейский суд сочтет представленные доказательства недостаточными. Я полагаю, что стороны, исходя из принципа состязательности в третейском разбирательстве, должны сами представлять те доказательства, какие сочтут нужными, и доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом дело третейского суда — оценить представленные доказательства и вынести соответствующее решение.

Какие еще изменения способствовали бы более продуктивной работе третейских судов?

Важным шагом на пути развития третейского разбирательства стало закрепление в Законе возможности рассмотрения споров, которые до этого не могли рассматриваться в третейском суде.Речь идет об определенных видах корпоративных споров, спорах, возникающих из государственных контрактов. На мой взгляд, постепенно перечень споров, которые могли бы рассматриваться третейским судом, должен расширяться. Законодательство ряда стран допускает рассмотрение в третейском суде споров о защите конкуренции, о банкротстве и ряд других.

Целью принятия данного закона является необходимость избавления от так называемых «карманных» третейских судов. Как вы думаете, новый закон поспособствует повышению доверия к третейским судам? 

Учитывая высокие требования нового Закона к составу арбитров и контроль за созданием и деятельностью третейских судов, о чем я уже говорил, так называемых «карманных» третейских судов поубавится, что, соответственно, повысит доверие к третейским судам.

Каковы перспективы у третейских судов в России?

Третейские суды – продукт развития рыночной экономики. Они получили широкое развитие в России до 1917 г. и возродились, пока, к сожалению, в бледном подобии, в начале 90-х годов прошлого века. Полагаю, что с развитием рыночной экономики в России перспективы у третейского разбирательства должны быть радужными. Однако, это должно выражаться не в количестве третейских судов, а в качестве их услуг, их авторитете. Это будет способствовать повышению доверия к третейским судам.

Фото: gazprom.ru


Поделиться

Добавить комментарий