Главная страница » Бизнес: Взлеты и падения
Интервью с вице-президентом холдинга «Адамант» Михаилом Баженовым
Поделиться

«У истоков каждого успешного
предприятия стоит однажды принятое смелое решение», — это высказывание
принадлежит экономисту Питеру Друкеру. Бизнес, как известно, состоит из взлетов
и падений, а потому подобные решения необходимо принимать регулярно – будь у
вас небольшое предприятие или целая сеть торговых комплексов. Как команде
учредителей «Адамант» четверть века удается жить в мире и согласии? Как
управлять различными активами и не попадать под прицел правоохранительных
органов? Об этом  и многом другом «Гражданин
и закон» побеседовал с вице-президентом холдинга «Адамант» Михаилом Баженовым.

В этом году холдингу «Адамант» исполнится 25 лет. На сегодняшний день в
состав холдинга входит более 50 компаний и подразделений. Как вашей команде
учредителей удается столько лет жить в мире и согласии? Это особенно интересно
на фоне большого количества корпоративных споров, которые появляются в бизнесе,
бывшие партнеры часто встречаются в суде. А 25 лет – срок, которому могут позавидовать
многие семейные пары.

Наша история началась 19 октября
1992 года, в те далекие годы мы зарегистрировали первую компанию. Было нас трое
— Игорь Лейтис, Евгений Гуревич и я. Одним из инициаторов создания компании был
отец Игоря, Михаил Лейтис, к сожалению, он уже ушел из жизни. У каждого из нас на
тот момент уже был опыт создания первичного капитала законными методами. Мы —
разные люди, но мы достаточно близко общаемся, у нас схожее бизнес мышление. Мы
все приличные и порядочные люди.  Знаете,
как было до революции? Слово и никаких контрактов не надо.  Мы люди слова, договоренности соблюдаем.

К тому же, нам известны итоги
всех корпоративных конфликтов, они разрушают компании, банкротят людей.

Если говорить о падениях, что вы можете отнести к личным неудачам? Для
вас падение – это только то, что касается финансовых показателей или что-то
другое?

Я готов обсудить только
бизнес-тематику. Бизнесы за 25 лет были разные. Когда-то это были известные
магазины «Адамант», продававшие люксовые товары для дома. Потом мы параллельно
занялись торгово-развлекательными комплексами, это бизнес другого уровня и
других затрат, стоимость активов другого порядка, проекты доставались тяжело и
сложно. Потом мы стали самой крупной компанией по торговой и офисной
недвижимости. Затем открыли логистический центр. Также у нас работает
производственный бизнес, в частности производство стекла, завод кухонь,
бетонные заводы.

Вы управляете многогранной группой, живете на два государства – Россию
и США, при этом «Адамант» не был замечен в
коррупционных скандалах, налоговых спорах, не было информации о
давлении со стороны силовых структур. Как удается управлять таким количеством
активов, путешествовать и не чувствовать угроз при нестабильной экономической
ситуации в стране?

Акционеры не управляют компаниями
в оперативном режиме. Если нет конкретной проблематики, мне ни к чему подменять
директора. У нас работают люди в оперативном управлении, которые умеют
принимать решения, некоторые трудятся по 18-20 лет, выросли с нами. Среди них, кстати,
много женщин, это очень толковые профессионалы. Мужчины обожают делать «бла бла
бла», женщины такого себе не позволяют.

Но все же разноплановые бизнесы не
могут обойтись без претензий со стороны силовых структур. Иногда бывают судебные
разбирательства, законодательство трактуется по-разному. Бывает, мы проигрываем
и платим штрафы. Хотя мы соблюдаем законодательство.

В Петербурге ожидаются большие перемены в сфере продовольственных
рынков. Власти города собираются выставить их на торги. Вы были крупнейшим
арендатором Сенной площади. Будете ли вы участвовать в подобных торгах? У вас
есть сегодня альтернативные предложения для города?

Мы знаем, что на торги выставлено
четыре рынка. Не буду раскрывать наши планы, это коммерческая тайна. Но сейчас
на рынке очень сложно поднять рентабельность, эти объекты приносят малый доход,
им нужен принципиально новый концепт. У нас, кстати, есть два рынка, один на
Звездной в ТРЦ «Континент», второй в ТК «Балканский».

В Москве у «GinzaProject» есть успешный проект — Даниловский рынок, где регулярно
проходят мастер-классы, фестивали. Этакая «Ода!Еда!» круглый год. Планируете ли
осуществить что-то подобное в Петербурге? Есть ли это в ваших планах?

«Ода! Еда!» это тот бренд,
который мы развиваем последние 5 лет. Это отдельная история, вместе с ней
развиваем бренды «AuroraWeekFashion»
и «Бокал и Рюмка». Таким образом мы делаем несколько больших фестивалей, я
являюсь председателем оргкомитета, а также владельцем бренда.

Вы пережили не одного градоначальника. Когда было комфортнее всего
вести бизнес? Сейчас? 5-10 лет назад?

Я считаю, что чиновники нужные
люди, город должен идти вперед. Однако мы никогда не были в политике. Все
перемены градоначальников я сравниваю с советским временем – вот когда
действительно было много проблем.  Все
нынешние сложности ерунда по сравнению с тем, что было в советское время. А как
вы хотели? Идеальный вариант в посткоммунистической стране не возможен. Все
взрослые люди сегодня наполовину капиталисты, наполовину социалисты.

В Петербурге, да и в Москве, очень модно говорить о поддержке малого
бизнеса, стартапах. Есть «биржа стартапов» Делового Петербурга, государственный
петербургский стартап, акселераторы. Вы присутствуете иногда в жюри в подобных
проектах. Как инвестора, проекты такого масштаба могут вас заинтересовать или
вы рассматриваете только крупные бизнесы? Чем вас мог бы зацепить стартап?

Некоторыми ребятами, которых я там
вижу, я просто горжусь – видно, что стараются, молодцы. Ну надо же – такие
обороты на квестах делают! Но для уже реализованных проектов я или подобные
инвесторы им не нужны. Партнеры это не простая вещь. Один говорит – надо
вложить в развитие бизнеса, другой – а мне на дом надо, третий – а мне на
мерседес. Поэтому, везде где можно обходиться без партнеров, лучше без них
обойтись. Берите кредит или ищите инвесторов под процент прибыли.

Я по жизни жесточайший практик, очень
конкретный человек и, на мой взгляд, многим стартап проектам не хватает
реализма. Рад, что они стараются что-то делать, но они не должны придумывать
цифры из головы и иметь завышенные ожидания.

Мой инвестиционный портфель
полон, но знаю, что некоторые мои коллеги ищут, во что еще можно инвестировать,
кто-то вкладывает деньги в ритейл, кто-то в недвижимость, а кто-то в стартапы.

Перейдем к вопросу о торгово-развлекательных комплексах. Согласно ежегодному
рейтингу Форбс «Рантье или короли российской недвижимости», в 2015 году доход
от аренды «Адаманта» составлял 292 млн долларов, в этом году — 180 млн долларов.
В целом у каждого из участников рынка за эти годы произошло падение примерно в
1,5 раза. После теракта в петербургском метро эксперты прогнозировали падение
спроса еще на 20-30%, чувствуете ли вы падение покупательского интереса?

Падение произошло из-за резкого
роста курса валют. В долларовом выражении я с вами соглашусь, показатели у всех
упали. Но мы живем в российских реалиях. Если измерять доходность в рублях, то
цифры больше. По нашим данным у нас не заполнено всего 1,5 процента площадей.
Это процент погрешности. Наши ставки соответствуют инфляционной индексации.
Скажу честно, реальность  оказалась
намного лучше наших ожиданий.

Многие девелоперы заявляют о планировании реконструкции своих ТРК. У
ваших центров огромная проходимость, не планируете ли вы последовать этому
тренду? Сейчас модно делать ТРК – развлекательной площадкой, у вас есть опыт в
развлекательной сфере. Не планируете ли вы добавить в ТРК новые точки
притяжения?

По поводу реконструкции – у нас
она проходит постоянно. Одни зоны переделывают, в других ставят эскалаторы или
ведут ремонтные работы. Посетители видят эти перемены.

Торговая составляющая
определяется потребностью, если у вас есть сильнейшая востребованность на
торговую площадь, нет смысла отдавать это место под развлечения. Решения о том,
какая компания займет ту или иную площадь, принимают акционеры. Управляющие
компании ведут постоянный анализ ситуации и докладывают нам.


Поделиться

Добавить комментарий