Главная страница » Снова о \»Ревизорро\», или для кого открыты двери всех обжорных заведений
С первого показа программа «Ревизорро» стала довольно популярной. Мнения зрителей разделились. С одной стороны, недовольные рестораторы и им сочувствующие
Поделиться

С первого показа программа «Ревизорро»
стала довольно популярной. Мнения зрителей разделились. С одной стороны,
недовольные рестораторы и им сочувствующие; с другой — потребители, для
которых ресторанное закулисье всегда было тайной за семью печатями.

Возможно, когда данный телепродукт только находился в разработке,
подразумевалось, что он будет носить информационный и развлекательный
характер. Однако ставшие регулярными обращения в правоохранительные
органы расширили его изначальное предназначение.

Журналисты
пишут в контрольные и надзорные органы, в полицию. Владельцы и
руководители предприятий общественного питания обращаются в суд. Суть
претензий первых, как правило, сводится к нарушениям рестораторами
санитарных норм и нападениям на съёмочную группу. Вторые обычно защищают
свою деловую репутацию.

Но, если журналисты в подтверждение
своих доводов ссылаются на законодательство о средствах массовой
информации, ГОСТы, СанПины и иные нормативные правовые документы, то
работники кафе и ресторанов теряются под их яростным напором и не могут
вспомнить ни одной нормы, позволяющей избавиться от непрошенных гостей. И
даже сотрудники полиции, которых периодически вызывают во время съёмок
участники конфликта, безучастно наблюдают за происходящим.

Круг заинтересованных лиц

В соответствии с п. 3 Правил, утверждённых постановлением Правительства
РФ от 15.08.1997 N 1036, в кафе, барах, ресторанах, столовых
оказываются услуги общественного питания, потребителями которых являются
граждане, имеющие намерение или воспользовавшиеся соответствующими
услугами для личных нужд, не связанных с профессиональной деятельностью.

Контроль и надзор за соответствием качества услуг действующему
законодательству и отраслевым нормам и правилам осуществляется
государственными органами, на которых данные функции возложены
профильными нормативными актами.

Помимо этого, находиться в
местах общественного питания могут иные лица, посещение кафе и
ресторанов которыми связано с их профессиональной и прочей деятельностью
(в т.ч. представители СМИ).

Отношения потребителя с заведением
общественного питания регулируются гражданским законодательством и
законодательством о защите прав потребителей. В частности, согласно ст.
426 ГК РФ в рамках публичного договора услуга оказывается каждому, кто
за ней обратился. Потребитель должен получить продукт и обслуживание,
соответствующие отраслевым нормам. А п. 21 Правил устанавливает, что
потребителю обязаны предоставить возможность проверки объёма (массы)
предлагаемой ему продукции.

Контрольные и надзорные органы
вправе проводить проверки в заведениях общественного питания в рамках
своей компетенции. При этом, сроки, правила и порядок проведения
проверочных мероприятий устанавливаются для каждого ведомства и не
должны нарушать Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Деятельность представителей СМИ, если она осуществляется журналистами в
рамках их профессионального функционала, не должна противоречить
законодательству о средствах массовой информации.

СМИ на заметку

Права журналистов определены в ст. 47 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1
«О средствах массовой информации». Наряду с прочими, к таковым
относятся:

— поиск, запрос, получение и распространение информации;

— посещение государственных органов и организаций, предприятий и
учреждений, органов общественных объединений либо их пресс-службы;

— проверка достоверности сообщаемой информации;

— изложение своих личных суждений в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью.

Реализация принадлежащих журналисту прав осуществляется в соответствии и
с ограничениями, установленными действующим законодательством.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан
уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и
организаций.

В то же время, согласно ст. 38 Закона РФ о СМИ,
государственные органы, органы местного самоуправления, организации,
общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о
своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а
также путём проведения пресс-конференций, рассылки справочных и
статистических материалов и в иных формах.

Запрос же, как
гласит ст. 39 Закона РФ о СМИ, может быть направлен в устной или
письменной формах. Обязанность ответить на запрос возложена
законодателем на руководителей, их заместителей, работников пресс-служб
или других уполномоченных лиц в пределах их компетенции.

Пределы передвижения журналистов по предприятию общественного питания
тоже имеют ограничения. Так, согласно ГОСТу 31985-2013, помещением,
предназначенным для реализации и организации потребления продукции,
является зал обслуживания. И в его площадь не включаются
производственные площади, недоступные для посетителей. А п. 2.5
Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01 прямо запрещает
нахождение посторонних лиц в производственных и складских помещениях
предприятий общественного питания.

Получается, что, с одной
стороны, журналист, действительно, обладает рядом преимуществ для
реализации своих творческих амбиций. В то же время специфика
деятельности кафе, баров, ресторанов и столовых некоторым образом их
ограничивает.

Так, статус журналиста не позволяет ему проводить
проверки, врываясь в служебные помещения. А на территории кафе или
ресторана без предварительной договоренности он может находиться только в
статусе потребителя услуги общественного питания.

Если же интерес к заведению вызван исключительно профессиональной деятельностью, требуется соблюсти следующие правила:

— направить запрос руководству предприятия;

— согласовать с ним время, место и порядок съёмок;

— ограничить своё общение только тем кругом лиц, которые имеют право действовать от имени соответствующей организации.

В противном случае у руководства заведения будут все основания для
обращения в правоохранительные органы, ненавязчивого перемещения
незваных гостей за пределы служебных помещений и взыскания с телеканала
(редакции) убытков, понесённых заведением в связи с препятствованием
журналистами осуществления его коммерческой деятельности.

Источник: https://pravoved.ru/blog/blog/law-jokes/1675.html#cut


Поделиться

Добавить комментарий